Журкин М. Философия жрецов

 

Максим Журкин (Самара)

Философия жрецов

(или трактат о социальной магии)

 

В своё время великий европейский мыслитель Карл Маркс гениально доказал, что история человечества это цепочка последовательно сменяющих друг друга политико-экономических формаций. Любой историк их прекрасно помнит: (первобытное общество, рабовладение, феодализм, капитализм). Но о точности этой периодизации споры не утихали никогда. Даже сам Маркс сильно колебался, он видел, что общества древнего востока – Индия, Китай, Египет и Месопотамия сильно отличаются по экономической структуре от античных полисов. Философ даже хотел ввести ещё одну формацию – «азиатский способ производства», но не решился сделать этого, чтобы не нарушить стройность теории.

Подобные заблуждения не вина Маркса, он строил свою концепцию в середине 19 века, на основании изучения истории Европы. Исследование азиатских культур тогда только начиналось, и мыслитель разделял характерное для своей эпохи заблуждение, видя в цивилизации запада синоним более высокоразвитой цивилизации вообще. Меж тем культура классической античности и наследовавшая ей, во многом, культура Западной Европы есть, на самом деле сильное исключение из основной магистральной оси развития человечества.

Другая ошибка той эпохи, которую также не мог не разделять К. Маркс, это причисление всех до государственных форм общества к примитивным культурам. Согласно марксистской классификации, история первобытного общества делится на две стадии:

дикость и предгосударственная стадия – варварство. Цивилизация же появляется вместе с образованием экономических классов общества, аппарата насилия и бюрократии. Культуры же, которые не достигли стадии образования государства, считались долгое время однозначно отсталыми.

Но, за полтора века со времён Маркса успела далеко шагнуть археология и выяснилось, что трактовка догосударственных форм общества, как отсталых не соответствует действительности. На самом деле существовала масса археологических культур, которые несли в себе все признаки высокоразвитой цивилизации, но сам факт наличия у них государства не фиксируется. Допустим, культура кельтов в Европе выработала  очень сложные философско-мифологические представления. Кельты также возводили громадные культовые сооружения. Наиболее известное из них - древняя обсерватория бронзового века «Стоунхэндж». Строили они и другие дольмены, для возведения которых нужен  был организованный труд тысяч людей. Существовал слой культовых служителей – друидов. Помимо знания мифологии магии и прочих жреческих  функций друиды видимо обладали большими знаниями в астрономии, алгебре и других дисциплинах. Но государство у кельтов, как бы отсутствует. Союз племён – не более.

Или допустим – «срубная» культура Восточной Европы эпохи раннего «бронзового века», относимая к индоевропейскому этническому субстрату. Именно они одомашнили лошадь и изобрели колесницу. Археология также фиксирует наличие у « срубников» сильной дифференциации захоронений – наряду со скромными погребениями простых общинников появляются огромные курганы с очень сложным обрядом погребения и богатой утварью, скорее всего так хоронились жрецы. На глиняных сосудах этой культуры, также порой, находят очень сложный набор пиктографических знаков. Некоторые учёные считают, что это возможно следы протописьменности. Древние городища, относимые к этой археологической культуре, самое извесное из которых -  Аркаим, построены тоже как обсерватории. Но исторических следов государства у «срубников» не фиксируется.

Сарматы - кочевой народ, который впервые ввёл в военную практику использование тяжёлой кавалерии, когда всадники и кони, закованные в чешуйчатые металлические латы, с длинным копьём и двуручным мечем, просто сносили со своего пути легковооружённую пехоту. Сарматы правили многими племенами Восточной Европы, в том числе и протославянами.

 

Но государство, в классическом его понимании,  у них отсутствовало. Но зато сохранились огромные курганы «цариц» - точнее жриц, с массой драгоценных украшений из золота, у сарматов был матриархат.

Можно назвать ещё массу культур Америки, Африки и Евразии, у которых существовали все признаки цивилизации без отчётливых государственных форм. Они как будто бы созрели для образования, государства, но, просуществовав, порой века так и не перешагнули этой стадии. Таких примеров масса.

Так может ли существовать развитое общество без государства – границ, армии, принудительных налогов и централизованной власти?

А, может быть, эти общественные формы, вовсе не были переходными к чему-либо, а вполне самодостаточными. То есть в данных случаях мы имеем дело, с каким то самостоятельным социально-экономическим устройством, какой-то отдельной формацией? Как же можно её определить, назвать? Что за господствующий слой был в данном типе общества? Встаёт ещё множество более узких вопросов – система права, какова она была без аппарата насилия и принуждения? А оборона и война, как велась без регулярной армии? 

Определённо что роль правящей элиты в данной социальной системе выполняли служители культа разной специализации – жрецы, колдуны, шаманы, и другие возможные их названия.

Сложился этот строй видимо в эпоху неолита – познекаменного века, когда при переходе к производящему хозяйству из массы простых общинников выделились профессиональные служители культа, и составили первую правящую элиту. А почему первую? Да потому, что других правящих групп, кроме них тогда не было. Сословие профессиональных воинов ещё не сложилось, соответственно не было и зависимого от него крестьянства. Рабов также ещё не научились эксплуатировать, пленных либо приносили в жертву своим богам, либо они включались в систему родовой общины на младших правах (кому более повезло). Ополчение мужчин всего племени представляло единственную вооружённую силу на том этапе. Закон – право, держалось на обычае, его подкрепляли такие грозные институты как кровная месть, и обычай ритуальных испытаний спорящих сторон.

Единственная прослойка, напоминающая правящий класс – профессиональные служители культа, осуществляли свой функции без, какого то ни было принуждения, опираясь лишь на силу традиции, и внушаемую ей почитание и страх к своему сословию.

То есть данную систему можно назвать «жреческим коммунизмом» – строй при котором общество сохраняет ещё без классовые черты, но выделяется прослойка профессиональных служителей культа, которые выступают в качестве хранителей духовного наследия, ритуальных и практических знаний, те культурной традиции данного общества ( обычно племенного союза).

И судя по огромным культовым сооружениям древних народов, сложным обычаям захоронений, богатейшему культурному наследию мифов и сказаний, математическим, астрономическим и медицинским знаниям которыми владели древние жрецы, эта формация отнюдь не была примитивной или предшествующей чему-либо. Всё указывает на то, что в данном случае мы имеем перед собой, какой – то самостоятельный тип общества. Возможно память о «золотом веке», которую хранят мифы всех народов, и есть воспоминания о «жреческом коммунизме».

Так каков же был механизм жреческой власти, как они могли управлять массами

без аппарата насилия, копить огромные богатства без принудительной системы налогообложения. Видимо в этом и есть основная «тайна» жрецов, а отнюдь не магические заклинания духов различных сфер.

Жрецы управляли сознанием масс, и за тысячелетия своей «духовной» практики  нашли механизмы воздействия на коллективное бессознательное, то есть те инструменты которые заставляют людей подчиняться добровольно. Основное правило подобной власти заключается в том, что, формируя мотивы поведения человека, управляешь и самим поведением.

Проанализируем эти механизмы более подробно.

Основной элемент любых культово-магических операций заключается в вере участников этих обрядов в серьёзность и действенность всего происходящего. Один из главнейших принципов любой магии заключается в том, что она действует лишь тогда, когда в нё верят.

 Карл Маркс сказал, в своё время, гениальную фразу –

 «Идея становится материальной силой, когда овладевает массами»

Перефразировав его можно добавить -

« для любых человеческих объединений, искренняя вера в истину каких либо абстрактных принципов, становится источником силы и власти»

Таким образом, можно сделать, вывод, что магия действительно способна оказывать реальное физические воздействия но на социум и отдельных личностей, но относится она не к сфере манипуляции потусторонними силами, а к области управления человеческим сознанием. То есть, когда человек искренне верит в силу  ритуала, то на него он действительно способен производить физические воздействия, допустим, излечивать от болезни.

Магические верования есть социальный инструмент – любая магия это явление, относящееся к социальной  власти в первую очередь, а отнюдь не потусторонней.

О связи магии и власти прекрасно знали народы традиционных культур – у полинезийцев (племена маори) есть понятие «мана», это магическая сила и сверх естественнее свойства, которыми наделены «сильные мира сего» - колдуны, жрецы, вожди. У обычных соплеменников она почти отсутствует. Таким образом, понятием «мана» у полинезийцев обожествляется прежде всего земная – социальная власть.

 У всех народов, включая современность, есть традиция приписывать великим историческим деятелям какие – либо сверх человеческие качества, например необычную гениальность или сверхъестественное предвидение, согласитесь это и есть «мана».

Таким образом, комплекс жреческих ритуальных манипуляций, ставящих целью воздействие на коллективное сознание можно назвать - социальной магией, основной стержень её искренняя масс вера в её действенность.

Управление верой, искусственное её вызывание вот главная тайна жреца. Какова же методика этого древнейшего искусства? Это прекрасно можно изучить на основе этнографического  материала и сведений о древнейших культах.

 

I.              МИФ

Первейший и необходимейший элемент социальной магии жрецов, это миф.

То есть имеющаяся в арсенале любого служителя культа, идейная концепция, объясняющая всё мироздание в целом, и соответственно вытекающая из этой концепции возможность объяснения всех случаев жизни в частности.

Причём совершенно необязательно, чтобы эта концепция была доказуема, она может быть даже наивна, как допустим все мифы древних народов (идея о том что боги сделали людей из глины). Но, опираясь на миф, жрец формирует стереотип поведения человека, то есть он может предписывать человеку, как ему необходимо поступать в каждом конкретном случае, какие традиции поддерживать, во что верить, и главное – что есть хорошо и что плохо. Отсюда вытекает мораль – правила поведения диктуемые мифом.

Можно привести пример о том, как это работает, как может жрец, допустим, объяснить вражду двух племён – одно племя произошло от какаду другое от черепахи, однажды какаду выклевал черепахи глаз и с тех пор потомки черепахи воюют с потомками какаду. Наиболее древние мифы примерно так и объясняют мироздание на этом уровне.

Миф это матрица любого человеческого мышления. Даже современные люди способны оценивать окружающий мир только «изнутри», какой либо мифологической концепции. Миф необязательно может выступать только в религиозной форме – любая абстрактная концепция, претендующая на объяснение окружающего мира, является мифом – допустим идеология. И соответственно в качестве жреца может выступать не только служитель культа. Любой человек вещающий от имени какой либо абстрактной догмы, фактически претендует на роль жреца.

Научные знания прекрасно вплетаются в любую мифологическую ткань и способны только подкреплять собой и усиливать действие любой идейной доктрины. Знание это сила – об этом знал всегда любой жрец, и не просто сила, а магическая - ключ к жреческой власти. Именно обладание знанием недоступным для масс, доступ к его толкованию и соответственно использование оного для поддержания своей корпоративной власти – основной признак жреческого сословия. На более поздней исторической стадии мифы кодифифицируются в священные тексты. Наличие священных текстов содержащих обязательно «истину»,  их толкование и популяризация, так же один из основных признаков жреца.

Вместе с преданием обязательно складывается и «канон»- общий стиль большого мифа. Дальнейшее, развитие и усложнение мифа обычно идёт в рамках канона.

II.           ЖЕРТВА.

Знание без его применения бессильно. Миф становится инструментом воздействия на окружающий мир и генератором власти, а не просто умозрительными рассуждениями, только в том случае если он подкрепляется практикой жертв за него. Человек должен поверить в миф, заставить его  это сделать можно только одним способом – что-либо отдать за него. Жертвы могут быть, абсолютно разного свойства: ритуальные подношения, церковная десятина, жертвоприношение животных и плодов, или допустим аскеза во имя веры и отказ от благ. Но самая ценная жертва – это человеческая жизнь. Причём необязательно человеческие жертвоприношения, которые практиковали многие древние культы. Страдание и смерть за веру или убийство врагов веры – это самое сильное идейное оружие, которое автоматически наполняет смыслом любой миф. Пролитие крови заставляет воспринимать всерьёз любые идейные догмы. По этому кровь это действительно магическая жидкость, но не в прямом, а в переносном смысле. Кровь и смерть наполняет содержанием любой миф, через травмирование человеческой психики острыми переживаниями кровавых драм она способна даже превращать веру в одержимость и фанатизм. Только при наличие жертвы миф «работает», то есть служит источником власти, без неё он становится просто сказкой.

III. ОБРЯД И ПРАЗДНИК.

Миф, как правило, это драма, с обязательными элементами борьбы и смерти.

Для того, чтобы человек жил категориями мифа мало даже одной лишь жертвы. Необходимо постоянное пребывание человека «внутри» мифологической драмы.

Чтобы личность постоянно переживала категории мифа, можно сказать даже сливалась с ним. Этой цели служит обряд и сопутствующий ему праздник. В наиболее древние времена эти вещи были нераздельны – праздник был обязательной частью обряда. Сам обряд это фактически театральная постановка, ставящая целью символически погрузить человека внутрь мифологической драмы, заставить его периодически переживать её, но в символическом варианте. У людей первобытных культур, или выросших в удалении от современной цивилизации, наконец у детей есть одно психологическое свойство – рассказывая, что-либо, они как бы заново переживают события своего рассказа. То есть мимикой, эмоциями, жестикуляцией они как бы «проигрывают» события своего повествования. Обряд это и есть подобный пересказ мифологических событий, но коллективный и заменяющий события сказаний их символами. Допустим мифологическое божество может заменять человек, играющий его роль, искусственное изображение или какой либо иной символ. Естественно, что всё современное искусство – театр, живопись, скульптура и др. есть также символические фигуры, транслирующие мифы, но современные.

Обряды можно классифицировать – некоторые из них относятся к социальной магии напрямую, некоторые опосредованно. Иные из обрядов даже абсолютно не связаны с религией и вполне могут существовать, и существуют, в современном и светском обществе.

1. Обряд поклонения некоему абстрактному принципу: (допустим богу или какой либо идее, священному месту или предмету, может сопровождаться клятвами о верности данному принципу)

2.Обряы магического воздействия на окружающий мир: (вызывание дождя, обряды, приносящие удачу и прочие блага и тд, сюда же можно отнести обряд проклятья, то есть символическое нанесение вреда объекту ненависти)

3. Обряд единства общины: (часто существует в виде праздника подчёркивающего единство какого либо коллектива перед общим принципом, вне зависимости от сословных и классовых или прочих различаев, может выступать и в форме ношения каких либо отличительных признаков обозначающих принадлежность к какой либо общине – одежда, эмблемы, татуировки и другие знаки)

4. Обряд пророчества: (предсказание либо гадание о будущем. В древние времена все правители и полководцы согласовывали свои решения с гаданиями или предсказаниями, таким способом жрецы могли управлять наивными вождями, которые думали что им советуют боги)

5. Инициация: (обряд посвящения – символическое переведение человека, в какую то иную групповую категорию по любому признаку. Этот обряд занимал и занимает важнейшую роль в человеческих судьбах,  жизнь любой личности всегда была построена как ряд переходов в разные социальные группы, порой с испытаниями)

 

Обряды могут взаимно переплетаться друг с другом или один обряд может нести также сразу несколько символических значений и сопровождаться жертвами, клятвами, ритуальными действиями.

 

V. СИМВОЛ.

Символ есть важнейший элемент жреческой власти. Жрец это не кто иной, как создатель символов их повелитель и толкователь. Категории мифа всегда доводятся до масс в виде символов, разнообразие их огромно – музыка, изображения, предметы, письменность, литература, танец, скульптура итд. Даже у неандертальцев, судя по материалам археологических раскопок их погребений, были символические обряды. Возможно человек даже мыслит символами (но это тема уже другого исследования), и жрец оперируя символами управляет  человеческим сознанием. Всё искусство, суть символы разных мифов. Люди, творящие произведения искусства выполняют древнейшую жреческую функцию, даже если сами не осознают этого.

 

VI.ТАЙНА И ЛОЖЬ.

Ещё один ключевой инструмент власти из жреческого арсенала это тайна, потому, что главная тайна, преследующая человека, это загадка смерти. Жрец всегда утверждает, что эта тайна ему известна, и он хранит ответ на неё. А, зная о том, что после смерти, жрец естественно претендует на то, что ему известен и смысл жизни. Именно поэтому в обществах, где была сильна жреческая власть, столь большую роль играл погребальный культ. Эти хитрецы всегда придумывали сложные системы потустороннего мира и утверждали, что без их посредничества человеческая душа никак не сможет там сориентироваться и занять подобающего ей места. Соответственно настоящий жрец должен быть обязательно хранителем тайн, больших и малых. Потому что даже самая небольшая тайна хранит в себе частичку самой великой и грозной из всех тайн – загадку смерти. Любой секрет это уже кусочек культовой власти, а хранитель его пусть немного, но жрец.

С обладанием тайной сильно связана ложь. Значительная часть культовых служителей, издревле отдавали себе отчёт о том, что вся система их власти это всего лишь манипуляция, и сами не верили в тот идейный продукт, который преподносили массам. Но, осознавая, что своим существованием они выполняют важную социальную функцию, вынуждены были скрывать это. Поэтому среди жречества всегда распространены были эзотерические (скрытые) учения и философия, догматы которых сильно отличались от внешней экзотерической стороны их учений. Основные принципы своей философии жречество всегда держит в секрете.

 

Так связана ли жреческая власть действительно с чем-то потусторонним, есть ли в ней элементы подлинной мистики, или это действительно лишь манипуляции коллективным сознанием? В задачи данного исследования не входит решать эту проблему, да и вряд ли когда-либо она будет решена. Но определённо, что весь арсенал жреческих методов «работает», и без какой бы то ни было мистики, порою довольно в светских обществах.

 Пример тому – история коммунистических государств, и СССР в частности. Казалось бы, разве есть, что – ни будь общее между коммунистической идеологией и обрядами древних народов. Но вот допустим – у древних инков был обычай выносить к войскам мумии умерших императоров, или даже носить их вслед за войском в ритуальных носилках, для поднятия боевого духа. Сразу вспоминается парад на красной площади перед мавзолеем с мумией Ленина. Не правда ли, есть что-то общее. Или  у многих древних народов был обычай приносить военнопленных противника в жертву на могилах своих вождей, вспомним Илиаду – жертвоприношение Ахилла. Конечно же, в СССР не закалывали немецких пленных генералов на ступенях мавзолея (хотя идея и не плохая) но вспоминается парад победы, как бросали к усыпальнице вождя штандарты поверженных немецких войск. А ведь это ни что иное, как ритуально – символическое(магическое) уничтожение противника. А если взять историю фашизма, там как раз было такое изобилие ритуально-обрядового элемента, что на эту тему написаны целые книги.

Но вот либеральные общества США, Западная Европа, там, казалось бы, жреческий культовый элемент сведён к минимуму – торжество позитивистской науки, никакой тебе ритуалистики. Но сразу же вспоминается огромная роль масонства в истории Запада и США, в частности. А масоны, судя по материалам нашего исследования не что иное, как жреческая корпорация, изучающая и хранящая всё тот же древнейший набор культовых методов. Так что мир сейчас, как и тысячи лет назад, опутан жреческой властью, и ничего принципиально в этом плане не изменилось.

Каста жрецов будет существовать до тех пор, пока живёт человечество, как впрочем, и каста воинов. Ведь жреческая формация никуда не исчезла из истории. Она существует в виде любой церковной или культовой организации. Политические партии и культурные движения тоже её копируют.

 Даже если представить себе, что появится учение по борьбе с властью этой касты, то оно неизбежно станет такой же идейной догмой, и естественно обзаведётся своим жречеством – получится антижреческое жречество. А ведь такие примеры в истории уже бывали. Культовая власть неистребима, это государство без границ, существующее лишь в сознании своих последователей, тем не менее оно способно генерировать огромную власть, быть причиной кровопролитных войн, создавать и рушить цивилизации. Жреческая корпорация может веками дремать под властью захватчиков, порою переживать упадок, порой взлёт – но до тех пор, пока живо предание (миф), священные тексты и пусть даже небольшая группа последователей оно не умрёт никогда. Священные тексты подобны зерну, которое может «пережить долгую зиму» и дать неожиданные всходы порой через века.

Собственно «жреческий коммунизм» и является синонимом коммунизма во всём полномасштабном историческом охвате. Подобная форма социального общежития существовала только в доклассовом обществе. А также коммунистические общины всегда были связаны с религиозными течениями (институт монашества в разных культах, коммунизм сект) и искусственными попытками многих филосовских учений создать гармоничное социальное устройство. Все попытки построить бесклассовое общество есть по сути желание вернуться в эпоху жреческого коммунизма, когда в качестве элиты общества выступает лищь слой интеллектуалов и теоретиков. Этот же тип общества является в полной мере традиционным потому, что не имеет никаких других рычагов власти, кроме духовной традиции.

 

В заключении, дорогой читатель, хотелось бы попросить тебя хранить все приведённые здесь сведения в глубокой тайне, поскольку автор опасается мести вышеозначенного жречества за его разоблачение.

К тому же тайна – это же власть, дорогой читатель!