Павлов В. Ф.И. Тютчев о Традиции, Революции и России
Вячеслав Викторович Павлов
Аспирант философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Ф.И. Тютчев о Традиции, Революции и России.
Ф.И. Тютчев (1803 – 1873), хорошо известен нам как великий поэт – автор любовной и философской лирики. Менее известно, что он много лет служил в Министерстве Иностранных Дел: при Николае I в посольствах в Мюнхене и Турине, а при Александре II – в Петербурге. Тютчев был глубоким мыслителем, одним из лучших в России специалистов по европейской политике. В опубликованных им в парижской и германской прессе статьях, в неоконченном трактате «Россия и Запад», частной переписке мы можем видеть стратегический анализ судеб России и западной цивилизации в рамках дилеммы Традиции и Революции.
По мнению мыслителя, разрыв Папства в 1054 г. с истинным, восточным, Христианством, узурпация католическим Римом светской власти нарушили гармонию Веры и Государства («Богу – Богово, кесарю – кесарево»), исказили истину Нового Завета. Такое положение вещей закономерно привело к Реформации и Революции. Протестантизм, отрицая жёсткую иерархию Ватикана, провозгласил отказ от Св. Предания и традиций Церкви, объявил о ненужности посредников между верующим и Богом. Логическим продолжением изменения европейского массового сознания стало отрицание монархий («Старого порядка» феодальной Европы), проявившееся в Английской и Французской Революциях. На смену королевствам пришло национальное государство. Но и оно будет лишь вехой на пути дальнейших глобальных трансформаций. Этот процесс сопровождается распространением атеизма, индивидуализма, эгоизма и потерей Европой христианской идентичности.
Единственной альтернативой, с точки зрения Тютчева, тенденции духовного вырождения Запада является Россия – и как политический гарант европейской стабильности, защитник элит от красного демона Революции, и как хранитель евангельских истин, незамутнённых своеволием Понтифика (порок католицизма) или духовной ограниченностью обывателя (порок протестантизма). Мыслитель, борясь с европоцентризмом западного сознания, вводит термины «Другая Европа» и «Другая Россия». В первом случае подразумевается, что Православная Империя может предложить миру иную, отличную от западной, версию мирового развития; вариант модернизации, основанный на совершенно другом, но от этого не менее законном видении мира. Во втором, - что Восточная Европа, подконтрольная в тот период Османской и Австрийской империям – естественное продолжение России в западном направлении. Петербургская империя сер. XIX века – лишь предтеча России будущего, в этом её главное предназначение.
Стоит отметить, что Тютчев не считал Революцию чем-то, абсолютно враждебным России. Скорее, она была фактором нестабильности, который позволял Петербургу влиять на Запад либо внутренне ослаблял этот Запад, разрушал его изнутри, если романо-германская Европа объединялась против России. Отношение к политической публицистике поэта и дипломата за последние 150 лет неоднократно менялось. В сер. XIX столетия политико-философские статьи Тютчева были хорошо известны за границей и малодоступны на Родине мыслителя. Позже, с 1890-х годов, эти статьи стали востребованы для отечественного интеллектуального сообщества. В советские годы историософские воззрения и геополитические проекты Тютчева воспринимались исследователями как заблуждения монархиста. И только сейчас можно осознать правоту и актуальность многих идей мыслителя. Не случайно биография поэта, написанная В.В. Кожиновым, была названа «Пророк в своём Отечестве». Тютчев был близок к славянофилам, многие его тезисы позже повторил Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьёв заимствовал у автора «России и Запада» ряд положений; наконец, для евразийцев, Тютчев стал автором, во многом предсказавшим события бурного ХХ века (достаточно сравнить работы Г.В. Вернадского по истории России, изданные в 1940-50 гг. и образ «Другой России» у Ф.И. Тютчева). В прошлом (ХХ) веке наша страна, пройдя через революцию и гражданскую войну, радикально изменившись внешне, противостояла Западу, призвав себе на помощь Революцию, совершила модернизацию по альтернативной модели, создала в Восточной Европе пояс союзников («Другую Россию») и претендовала на глобальное лидерство. Анализ теоретических проектов Тютчева, сформулированных в эпоху пара и железа, и практики мировой политики в эпоху электричества, радио, атома и спутников, может быть полезным сейчас, в ХХI веке, для лучшего понимания планетарных трансформаций и места в них современной России.