Дьяволополис
Дугин А.Г.
Дьявополис
(тезисы)
Часть 1. Традиционализм и платонизм
1. Задача конференции определить отношение традиционализма к миру, в котором мы живем.
2. Несколько уточнений о традиционализме. Я согласен с рексонтрукцией Марка Седжвика о том, что Генон вписывается в традицию ренессансного неоплатонизма. Изучая платоников и неоплатоников, я пришел к выводу о том, что именно платоническая топикаявляется основой эзотерических учений всех традиционных конфессий, а также базой христианской теологии. Поэтому я исхожу из признания структурного тождества традиционализма и платонизма.
3. Мир, описанный Геноном как истинный, это платонический мир, построенный по иерархической вертикальной модели. Именно платонизм есть структурное описание традиционного общества, а мир современный – его отрицание.
4. Таким образом нормативом традиционализма вполне может выступать Платонополис, основанный на наличии двух миров космос ноэтос и космос эстетос, а также на хоризмосе (онтологической бездне, онтологическом дифференце – по Хайдеггеру) между ними и на метаксисе (то есть сопричастности одного к другому). Платонополис – это метафизика, основа истинной религии, науки и политики.
Часть 2. Идентификация Постмодерна
1. Генон и традиционалисты точно описали отношение Традиции и Модерна. Генон софмрулировал тезис о кризисе современного мира, Эвола призвал к восстаниюпротив него. Оба руководствовались Традицией как нормой. То есть исходили из Платонополиса. Эвола призывал этот Платонополис активно создавать в Европе на основе КР и идеологий Третьего пути. Генон ограничивался апелляцией к созданию инициатической элиты.
2. Но сегодня Модерн сделал один очень важный шаг вперед – в Пост-Модерн. Наша задача выяснить какПлатонополис, традиционализм относится к Пост-Модерну. Этому посвящена конференция.
3. Что такое Пост-Модерн? По Генону, это «открытие яйца мира снизу» или эпоха «великой пародии». Переход от материализма к псевдо-спиритуализму. Нью-эйдж. Десекуляризация. World religion в ООН (Шри Чинмой), Гайая – культ. Это эпоха симулякров. Симулякр – копия без оригинала (Бодрийяр).
4. Обратимся к Платону. Феноменальный мир – это копия Оригинала. Отражение мира идей в мире вещей. Модерн – это обособление вещей, предвосхищенная Демокритом , Левкиппом, которых Ксенос в «Софисте» называет «земляными» и «зубами дракона». Модерн – взятие копии как оригинала самого по себе. Номинализм.
5. А что в топике «Тимея» будет соответствовать Постмодерну? Копия снова становится копией – но не мира идей, а Иного по отношению к миру идей, копией Множественности, ускользаюзщей от интеллекта. Это копия небытия; вот что значит «копия без оригинала».
6. В «Софисте» Платон утвеждает важное: «небытие есть» и доказывает это, в частности, с помощью изучения феномена «лжи», «ложного дискурса». Ложный дискурс это существующая речь о не существующем. Иное по отношение к бытию есть. Это «есть» представляет собой ложный дискурс.
7. Пост-Модерн представляет собой развертывание ложного дискурса. Это небытие, выдающее себя за бытие,чистое множество.
8. Отец лжи в Традиции называется «дьяволом», дословно «разделяющим» - «diabole». Это модель восьмой гипотезы «Парменида» Платона - о существовании множества, не создающего даже в отношениях другого множества. Структура Пост-Модерна есть конституирование Дьяволополиса, города Лжи, государства Лжи, мира Лжи и существующего небытия.
9. Дьяволополис есть и продолжениеМодерна и выходза его пределы. В нем происходит расстворение вещей. Вещи (об этом писал Рильке в «Элегиях Дуино») распадаются. В традиционалистской топике они становятся одержимыми инфракорпоральными демонами. В центре вещей вместо «усии» оказывается мерцающий демон.
10. У демонов есть своя иеррахия – это структуры Дьяволополиса. В центре Дьяволополиса – Маммона, повелитель денег. Деньги становятся инкарнацией дьявола, через них – через эвалуацию, через цену, через стоимость -- они входят в вещи, начинают их «стужать», «одерживать». Вещь, одерживамая демоном, это вещь имеющая цену в финансовом эквиваленте.
11. Современная финансовая экономика с ее порядком деривативов, портфельными инвестициями, хэдж-фондами – есть чистый ложный дискурс, храм Дьяволополиса.
12. «Великая пародия» по Генону – суть нашего времени. Пародия – гр. пара- («как», «подобно») и odio, ode, «ода», «песнопение», «гим»н. Имитация торжественного гимна. Дьяволополис параодирует Платонополис. В Дьяволополисе главное «хохот» - отсюда ирония постмодернизма и засилие юмористических передачи. Пародия есть «ложный дискурс».
Часть3. Против Дьяволополиса
1. Отношение традиционалиста (платоника) к Дьяволополису очевидно. Оно не может быть положительным, оно может быть только радикально отрицательным. Отсюда название конференции – «ПротивПост-соврмеенного мира».
2. Однако перед нами сегодня стоит 2 серьезных вопроса:
а) апгрейдтрадиционализма в условиях наступившей «великой пародии», «открытия яйца мира снизу»; это требует определенной ревизииклассичсекого традиционалистского дискурса.
б) стратегия эффективногопротивостояния Дьяволополису.
3. Пункт а), думаю, никаких вопросов не вызывает и его процедуры в целом понятны. Однако, следует выяснить, не потребуется ли от нас перехода к неотрадиционализму, который строил бы свой дискурс с учетом новых космических и социальных условий. О тупике геноновской схоластики предупреждал еще Эвола. Сегодня неадекватность прямого воспроизводства дискурса мэтра еще более бросается в глаза. Но второй пункт б) еще более проблематичен.
4. Стоит вернуться на шаг назад. А эффективноли традиционализм (Платонополис) противостоял Модерну? Здесь есть три ответа:
· контемплативно-теоретическая (по Платону – философская) позицияГенона (Р.Аллё сравнил его с Марксом)- фиксация кризиса Модернаи пояснениев чем он состоит, с аппеляцией к созданию традиционалистскойэлиты (на мой взгляд то, что мы имеем в лицепретендентов на эту элиту – это самопо себе пародия);
· воинсвтенно-активная политизированная (по Платону соответствует стражникам)позиция Эволы (восстание против Модерна), героическая и привлекательная, но не лишеная издержек;
· 3) криптоплатонизм второй и третьей политических теорий(коммунизмаи идоелогий Третьегопути), объединенных сторонником либерализма Поппером в общий класс «противников открытого общества» (это из обалсти «метафизикинационал-большевизма», включающий социализм в область периферии Платонополиса, но не Дьяволополиса, отождествляемого,в свою очередь, счистым либерализмом, первой политическойтеориейи ее постмодернистским выражением).
Всеэти три тенденции противостояния Модерну к концу 20-го века исчерпалисьись, предварительно проиграв. Чего мы, впрочем, хотели, кали-юга…
5. Как нам эффективно противодействовать Пост-Модерну, великой пародии, открытому с низу яйцу мира, «великой пародии», Дьяволополису?
6. Этим мы и должны заняться на наше конференции.