Мусин М. Смерть и Радикальный Субъект
Смерть и Радикальный Субъект
Марат Мусин
Доцент кафедры философии, кандидат философских наук.
Одним из важнейших вопросов метафизики Радикального Субъекта является Его отношение к смерти. Именно здесь проявляется его метафизическая радикальность, потусторонность по отношению к парадигмам Премодерна, Модерна и Постмодерна. «В том, что касается смерти, - писал Юлиус Эвола, - речь идет о преодолении внутренней границы, об освобождении от уз» (1). Внутренняя граница и узы есть Человек, который не является Радикальным Субъектом, но постоянно пытается отождествить Его с собой в разных формах. На самом деле, Человек – это Объект, обладающий возможностью относиться к Радикальному Субъекту, с определенной связью с Ним. Эта связь проявляется в том (и тем Человек отличается от других объектов), что в нем смерть осознает себя. «Внутри человека смерть смотрит в свое собственное лицо» (2).
В эпоху Премодерна Радикальный Субъект есть «жизнь без смерти, где, в принципе, последняя отсутствует даже в виде намека» (3). Не знающий смерти, он находится в центре абсолютной жизни, где смерть в одном состоянии есть в то же самое время - рождение в другом. Смерть здесь – «катализатор трансформации, переход в иную модификацию бытия» (4).
В условиях Модерна Радикальный Субъект «несет с собой смерть» (5). Это значит, что, доказывая людям ценность жизни, ее вкус, он их убивает, являясь «Ангелом-истребителем». При этом Радикальный Субъект, находясь на периферии человеческого архетипа, обращен к человеку Модерна не только лицом смерти, но и лицом жизни, однако жизни особой, «разрывающей само разрывание» (6).
И все же вопрос об отношении Радикального Субъекта к жизни и смерти в постмодернистском мире остается открытым. Если для пост-людей, по существу уже нелюдей, смерть не имеет никакого значения (она умерла, как и все остальное), то для Радикального Субъекта жало смерти продолжает оставаться неиссякаемым источником боли как главного свидетельства его существования.
За всеми смертями, которые последовали за «смертью Бога» (смерть автора, субъекта, человека, самой смерти), лежит тотальное наступление Ничто, уничтожение. В действительности Ничто есть сам мир, ибо как таковой он лишен смысла, он пуст. Вглядываясь в бездонную пустоту мира, Радикальный Субъект произносит Слово. Смысл – ответ мира, эхо, которое он слышит из столкновения Слова со стеной бессмыслия. Мир Премодерна был до краев наполнен нездешним смыслом, который свободно переливался от вещи к вещи, так что в принципе не возникало пустых смысловых «прорех» в этом магическом мире.
Модерн представляет собой коренной метафизический сдвиг: Радикальный Субъект обращается к миру в поисках Смысла в нем, и тем самым теряет себя в пустоте Ничто. И если, по существу, Модерн есть Великая Метафизическая Война Радикального Субъекта с Ничто за Смысл, то Постмодерн есть капитуляция перед Ничто, соблазнение Радикального Субъекта миром, из которого исчезает даже тень Смысла. Соблазн мира - в бесконечности Ничто, погружаясь в которую Радикальный Субъект, сам будучи бесконечным, находит с Ничто близость. Войдя с Ничто в близость, Радикальный Субъект уничтожается, становясь уже лишенным воли Объектом мира, и погружается в объектность (бытность). Бытность, в отличие от бытийности Радикального Субъекта, представляет собой растворение в Быту как форме обустройства в мире.
Столкновение с Ничто, опыт уничтожения, который является основным содержанием Постмодерна, представляет собой Метафизическую Смерть – Смерть Радикального Субъекта. Если «Смерть Бога» является определяющим событием для Модерна, то таковым для Постмодерна будет «Смерть Радикального Субъекта», которая означает, что Человек потерял собирающую его в единую личность очень тонкую связь с Радикальным Субъектом и распался на бессмысленные фрагменты.
Метафизическая смерть порождает мертвого субъекта. Мертвость мертвого субъекта в том, что чистый опыт его существования лишен Смысла. Мертвый субъект не вопрошает Ничто и не получает в ответ эха от пустоты, то есть Смысла. Мертвый субъект бытствует у мира – он у-мирает и умирает мертвой смертью, то есть смертью, которая ничего не порождает. Это «современная сиюминутная жизнь-смерть» (7).
Мертвый субъект являет себя в постчеловечестве – Царстве Мертвых, где разворачивается Священная Мистерия Смерти и Возрождения Радикального Субъекта. Сакральный смысл шизоидно-ризоматического мира Постмодерна – быть лабиринтом посмертного путешествия Радикального Субъекта, Его последней инициацией на пути к возрождению. Радикальный Субъект должен пройти через полный мрак, прежде чем достичь подлинного Света. Это – преисподняя, «Дуат» Радикального Субъекта, где совершается его «вторая смерть», то есть смерть мертвого субъекта, утрата объектности и обретение субъектности.
Проходя через круги постмодернистского ада, Радикальный Субъект окончательно исчерпывает и реализует возможности, относящиеся к человеческому состоянию, чтобы его превзойти. И здесь основным инициатическим таинством является описанный в «Египетской книге мертвых» ритуал «отверзания уст», который не только возвращает мертвому дар Слова, но и оживляет его сердце. «Даруй мне способность говорить; и направь ко мне мое сердце в час, когда облачно и темно» (8). Отверзание уст – это обретение Человеком живого языка, победа над языком мертвым.
Мертвый субъект бытствует в мертвом языке, отчужденном от самого говорящего, повседневном нормативном усредненном языке. Мертвый язык – это то, что из животворящего Слова превратилось в орудие мышления и средство общения. Отсюда засилье здравого смысла и формальной логики в нем, его отравленность социальностью и готовыми смыслами. На самом деле, называя смысл, делая его ясным и отчетливым, язык умертвляет смысл, тем самым парадоксальным образом приводит к бессмысленности все то, что мы слышим и говорим. Такой язык является сердцевиной, средоточием общего процесса омертвления жизни в Постмодерне. В мире мертвых пост-людей нужен лишь мертвый язык, «душа человеческая, - писал Евгений Головин, - уже давно тяжко больная, сейчас практически умерла и перестала чувствовать слова» (9). Однако мертвый язык делает явной бессмысленную немоту мира. И в этом его сакральный смысл.
«Отверзание уст» - это взывание к жизни нового языка, это мистический экстаз языка, его выход за границы вещественно-психической данности, за ограду мертвого языка. Живой язык должен стать органом говорящего через него Радикального Субъекта. Экстаз языка предваряет катарсис – его очищение от процесса денотации как навязчивого стремления обозначать вещи, понимаемые как нечто, существующее до и независимо от Слова. Живое Слово носит косвенный, расплывчатый характер и, ничего не обозначая, выражает постсакральную волю Радикального Субъекта к творению невозможной реальности из тьмы невысказанного.
Примечания
1. Эвола Ю. Оседлать тигра. СПб., 2005. С. 446.
2. Джемаль Г. Революция пророков. М., 2003. С. 103.
3. Дугин А. Радикальный субъект и его дубль. М., 2009. С. 279.
4. Головин Е. Мифомания. СПб., 2010. С. 59.
5. Дугин А. Указ. соч. С. 279.
6. Там же. С. 280.
7. Головин Е. Указ. соч. С. 141.
8. Бадж Э.А.У. Египетская книга мертвых. СПб., 2010. С. 226.
9. Головин Е. Указ. соч. С. 184.