Буше Кристиан
Кристиан Буше (1955 г.р.), французский историк, доктор этнологии (PhD), издатель, публицист. Специалист в вопросах истории религий, спиритуальных течений Запада и Востока. Глава издатетльства Ars Magna специализирующегося на традиционалистской литературе. Является крупнейшей фигурой паневропейского национал-революционного движения, вдохновляющегося идеей европейской интеграции в духе теорий Жана Тириара (Евросоветская империя от Владивостока до Дублина). Издает регулярные журналы "Борьба народа" и "Новое Сопротивление". В 90-е годы был председателем паневропейской структуры Европейский Фронт Освобождения. Возглавляет французскую молодежную организацию "Наши". Является католиком по своей религиозной принадлежности, оставаясь при этом последователем французского философа и традиционалиста Ю.Эволы. Автор более 20 книг. В частности исторических работ, исследующих "новые религиозные течения": "Алистер Кроули и телемитское движение" (текст диссертации, защищенной в Университете Париж IV), "Гурджиев", "Оккультизм", "Неопаганизм", "Исламизм", "Кардек", "Спиритизм", "Новые язычники". Другие книги посвящены вопросам, связанным с политикой: "Ислам и национальные проблемы. К прагматическому подходу", "Современные младонационалистические течения".
Сайт К.Буше http://www.voxnr.com
Сайт из-ва Ars Magna
Интеврью с Кристианом Буше о движении "Новое Сопротивление"
Каковы основные принципы вашего движения? Источники вашей политической платформы? Почему вас называют представителями европейского "национал-большевизма"?
Кристиан Буше: На нас оказали влияние различные тенденции. Начнем с собственно французских. Во-первых, это один из аспектов традиционного французского социализма, который с определенными оговорками можно называть "национальным аспектом". Эта традиция восходит к Великой французской революции. Эта революция сама по себе не была такой однородной, как иногда считают. В ней была первая фаза — 1789, т.н. "буржуазная революция". Она нас совершенно не интересует. Но в 1793 году была другая революция или, точнее, неудавшаяся попытка революции: на сей раз речь шла о собственно народном восстании, называемом "восстание bras nus", "голых рук". Это была подлинно социалистическая и национальная, одновременно, революция. Ее яркими представителями были Буонарроти, Гракх Бабеф и т.д. — все сторонники "великого социализма" ("le plus grand socialisme") и "великой Франции". Но предшественников можно найти и еще раньше — в средневековых к восстаниях крестьян... И так вплоть до Спарты.
Такие персонажи, как Буонарроти и Бабеф и остальные идеологи "национального социализма", вдохновляли позже всех радикальных революционеров, например. Бланки. Бланки же, в свою очередь, можно считать отцом-основателем как фашизма, так и ленинизма. В эпоху "дела Буланже (1) "произошел раскол среди французских бланкистов. Одна часть пришла к "протофашизму", а другая предпочла "демократический социализм". Нам ближе первые — такие персонажи, как Ед, Тридон и т.д. Особенно интересен Тридон, радикальный социалист, политеистический мистик и убежденный националист... Когда же эта часть бланкистов решила поддержать Буланже, они все были изгнаны из масонства, подпавшего как раз в этот момент под влияние социал-демократов...
Позже, в конце прошлого века, мы встречаем таких персонажей как Морис Баррес или Гуго Ребелль, также сочетавших народный социализм с сильными национальными и консервативными тенденциями. К ним же относится и ранний Шарль Моррас, впоследствии основавший "Аксьон Франсез". Несколько позже во Франции в Париже сложился в высшей степени интересный "кружок Прудона", где активно сотрудничали как социалисты-революционеры и анархисты, так и некоторые националисты, к примеру, Жорж Валуа. В ту эпоху Валуа состоял в "Аксьон Франсез", но в середине 20-х он создал первую французскую собственно фашистскую организацию — "Фасции".
Чуть позже нашими ориентирами является плеяда деятелей, известных как "нонконформисты 30-х"— "Ордр Нуво" и группа политиков, гравитировавших вокруг журнала "План" Филиппа Лямура. Очень показательно, что люди из "Ордр Нуво" были идеологическими представителями во Франции немецкого кружка Отто Штрассера. Здесь уже видна прямая связь с "национал-большевизмом"...
Но пока я упоминал лишь французские источники... Вне Франции нашим ориентиром является, в первую очередь, Жан Тириар. Но при этом следует учитывать, что мысль Жана Тириара, как и мысль Алена де Бенуа, — это во многом не оригинальная философия, но скорее "катехизация", "о6общения" ранее существовавших доктрин и идеологий. Так, де Бенуа лишь актуализирует тезисы Жана Тириара или "нонконформистов 30-х". У самого Тириара также центральными являются темы, целиком почерпнутые у Эрнста Никиша и Фридриха Листа.
Как бы то ни было, Тириар и де Бенуа на нас повлияли очень сильно, так как оба обладали даром брать подчас довольно темные идеи и излагать их ясным языком.
Благодаря университетским работам (часто весьма критическим) 70-х — 80-х годов, мы познакомились с немецкими консервативными революционерами и национал-большевиками.
Кроме того, нас вдохновляли испанские крайне левые "фалангисты" Испании (Эдилья и Рамиро Ледесма Рамос), итальянские национал-коммунисты типа Бомбаччи, и особенно доктрина "перонизма".
Впервые "Фронт Европейского Освобождения", в состав которого входит и наше движение "Новое Сопротивление", был создан в начале 60-х англичанином Фрэнсисом Паркером Йоки. Йоки — автор интереснейшей книги "imperium". Йоки принадлежит идея создания "транснациональной партии" Третьего Пути. Сам он издавал свои книги на английском, немецком, испанском и т.д.
Можно упомянуть также влияние русских, но оно было косвенным: либо через академические исследования (в первую очередь, замечательная книга Михаила Агурского), либо через русофилию немецких (прусских) авторов — таких, как Никиш.
Каковы ваши отношения с "новыми правыми"?
К.Б.: Во-первых, во Франции на данный момент существует несколько движений, которые можно назвать "новыми правыми", и они настолько различны, что отныне трудно говорить о "новых правых" как о каком-то едином явлении. Есть, конечно, мыслитель Ален де Бенуа, с интересными идеями, блестящей интуицией, но часто его окружают люди гораздо более низкого уровня. И здесь начинается карикатура... Многие считают, что "новые правые" — лишь тактический ход обычных "крайне правых" для того, чтобы интегрироваться в систему и стать более "приемлемыми". Самое страшное, что так считают не только противники "новых правых", но часто и они сами. А значит, они ничего не понимают в том идеологическом синтезе, к которому призывает де Бенуа и который его волнует в первую очередь. Я думаю, что "Новое Сопротивление" по своим политическим убеждениям гораздо ближе к ортодоксальным воззрениям Алена де Бенуа, чем многие члены его ассоциации "ГРЕС".
Другие же группы "новых правых" — просто классические крайне правые. Это относится к группе Пьера Вьяля или к клубу "Орлож", объединяющему либералов, крайних рыночников и сторонников гиперкапитализма.
В европейском национал-революционном движении всегда существовало два полюса, в которых любопытным образом переплеталась этнография, геополитика и экономика.С одной стороны, католический (и посткатолический) европоцентризм, граничащий с атлантизмом, определенный расизм и капиталистические тенденции в экономике (либерализм). С другой стороны, открытость к Востоку (часто выражавшаяся в русофилии), евразийство и социалистические симпатии. Эти вещи настолько связаны между собой, что "Восток — русофилия — социализм" и "Запад — русофобия (шире, расизм) — капитализм (антикоммунизм)" стали своего рода неразрывными триадами. Национал-большевики всегда тяготели к первой триаде. Какова ваша позиция в этом вопросе?
К.Б.: Мы следуем традициям исторических национал-большевиков. Для нас Европа совпадает не с географическим Западом, но со всей Евразией, которая когда-то была культурно и духовно, даже политически, сплочена вокруг индоевропейских ценностей и индоевропейского мировоззрения. Мы все объединены общим духом, общей индоевропейской метафизикой. Католики и европейские крайне правые мыслят Европу только до Польши. Мы же — язычники, мистики, революционеры, воспитанники Дрье Ля Рошеля, Тириара и Дюмезиля — не мыслим Европу без России...
Какую музыку слушают современные национал-большевики во Франции?
К.Б.: У всех свои вкусы. Более всего в наших кругах распространена музыка "индастриэл". Это касается не только Франции, но и всей Европы — за исключением, пожалуй, Германии и особенно Испании, где музыкальные вкусы чрезвычайно консервативны. Весьма популярны в разных средах разные контркультурные направления — от "готической" музыки до "хэви металл". Какого-то единого образца не существует.
А в отношении кинематографа? Есть ли какие-то очевидные предпочтения?
К.Б.: По возрастным причинам я остановился на фильме "Заводной апельсин"... Очень интересен также "Изумрудный лес". Но младшее поколение считает, что "Прирожденные убийцы" и "Pulrfiction" более современные аналоги этих культовых картин. Популярен также фильм "Европа"...