Бондаренко Г. Феномен изначального знания и его хранителей в кельтской традиции
Григорий Владимирович Бондаренко, старший научный сотрудник Королевского университета Белфаста (Queen’s University Belfast),
член редакционного совета альманаха «Волшебная гора»
Феномен изначального знания и его хранителей в кельтской традиции
В средневековой островной кельтской литературе мы нередко встречаем особенных персонажей, своеобразных носителей изначального (допотопного) знания. В валлийской литературе – это бард Талиесин, трансцендентное существо, обладающее сверхъестественным знанием. Бард предстает как свидетель всей мировой истории: три капли премудрости из котла Керидвен лишь позволили ему осознать/вспомнить свои прошлые существования. В ирландской традиции речь идет о «древнем человеке», известном под разными именами (Финтан, Туан мак Карилл и т.д.), первом насельнике острова, пережившем потоп в образе рыбы (ср. др.-инд. Матсья аватара Вишну и символизм рыбы в иных традициях). В современных исследованиях Финтана/Туана вариативно описывают как одного из «древних» богов, примордиального человека кельтской традиции, или как продукт синтетического сознания средневековых ирландских literati. При этом обычно остается за скобками роль сокровенного знания (ирл. fius, валлийск. gwŷdd), которое позволяет примордиальному человеку сохранить свою самость и пройти все необходимые превращения. Сохранение этого знания и передача его потомкам становится главной задачей примордиального человека. После принятия христианства на крайнем Западе появляются первые тексты нового синкретического свойства, записанные в монастырях: именно эти памятники свидетельствуют о диалоге носителей «изначального знания» с первыми христианскими подвижниками. В докладе речь пойдет о форме и значении этого диалога для традиционного кельтского общества и для европейского наследия в целом.